Об этом фильме можно написать довольно-таки большой пост, включающий в себя и долгую дорогу к его просмотру, и описание сюжета, обоснование выбора, тонкости перевода, философию (проблему) и, конечно же, свои впечатления.
Итак, начну с самого началаИтак, начну с самого начала - в первые, пожалуй, я столкнулась с этим фильмом, когда увидела по телевизору рекламу "Талантливого мистера Рипли". Главную роль там иcполнил Мэтт Деймон, и потому в ролике упоминались его предыдущие работы, в числе которых была и "Умница Уилл Хантинг". Название запомнилось, и позднее я наткнулась на него уже в книге (дада! предисловие к российскому изданию х)) про мистера Рипли. Заинтригованная, отправилась на поиски кинофильма, но, увы, кроме статьи на кинопоиске и восторженных отзывов ничего не нашла (тогда Ника не умела обращаться с торрентами). Не нашел - ну и бросил. Но недавно возникло неудержимое желание все-таки посмотреть "Умницу ... ", и Ника скачала себе mkv. файл аж на шесть с чем-то гигов. Просмотр все откладывался, откладывался и, наконец, свершился)Что я могу сказать об этом фильме?Что я могу сказать об этом фильме? Он хорош, действительно, очень хорош. Сюжет - мое больное место, люди-гении, то есть один гений, - Уилл Хантинг. Молодой парнишка с тяжелым детством, сирота, подрабатывающий уборщиком в престижных университетах и на досуге занимающийся математикой, историей и прочими науками. Но главное, конечно - его феноменальные способности, необычный склад ума, позволяющий не просто решать поставленных задачи, разбирая их на составляющие, а творить. Он творит математику, как художник творит картину. Для него доказательство теоремы, над которой сотни ученых бились десятки лет, не представляется чем-то сложным или из ряда вон выходящим. Он ведет небогатую, но весьма насыщенную различного рода преступными и хулиганскими событиями жизнь, и совсем не гордится своими способностями. Но в один прекрасный день о юном гении узнает профессор университета, в котором Уилл подрабатывал уборщиком, а по вечерам писал доказательства теорем на "общей доске", и предлагает юноше сделку, в результате которой паренек избегает тюрьмы (а она ему неминуемо грозила - хулиган жэ), но оказывается вынужденным посещать раз в неделю занятия по математике и ... кабинет психотерапевта. Вероятно, многие обычные подростки с радостью ходили бы к психологу, всеми силами стараясь увильнуть от математики, но наш Уильямм не такой - он с удовольствием занимается точными науками, а вот с терапевтами дела у него идут неважно. В конце концов, отчаявшись найти подходящего специалиста, профессор (Стеллан Скарсгард) обращается к своему старому другу, Шону (Робин Уильямс), который без особого энтузиазма соглашается помочь. Но встреча с юным гением, своими манерами больше всего напоминающего необразованного и грубого парня с окраины, полностью изменяет как и Шона, так и его подопечного, который постепенно начинает познавать окружающую жизнь и самого себя через непринужденные беседы с психотерапевтом, который, может, неожиданно для них обоих, становится его наставником и другом.Больное место ))В фильме поднимаются не только (и, скорее, "не столько") вопросы воспитания и становления личности, умения строить отношения с другими людьми, признание собственных ошибок, но и проблемы ответственности перед обществом - и собой. Должен ли ты заниматься тем, чем должен (к чему у тебя наблюдаются склонности, в контексте фильма), оказывая неоценимую услугу человечеству, или волен сам сделать свой собственный выбор, и заниматься тем, что приносит радость и удовлетворение? Что выше - личная ответственность или ответственность перед всеми людьми? Мда, не так просто найти ответ на этот вопрос, когда таких, как ты, на свете не больше десятка, и выбор одного человека приравнивается к судьбам миллионов.
И, кроме того, в фильме поднимается еще одна маленькая (ну я не буду считать их все)) проблема - принятие и оценка обществом этого выбора, да и в целом личности гения. Легко ли им жить со своими способностями? Студенты каждый день "грызут гранит науки", чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к их уровню, упорно занимаются, в то время как талантливым людям все это дается без труда. Зависть? Нет, здесь вы ее не найдете. Но категорическое непонимание личности - да. Непонимание того, что движет человеком с необычным складом ума, схватывающим все на лету. Все мы - гомосапиенс, но так часто забываем об этом, когда видим кого-то, кто отличается от нас.Сомневаюсь, что ты любил кого-то. Я смотрю на тебя, и не вижу образованного, уверенного в себе человека. Я вижу маленького, перепуганного, обкакавшегося малыша. Но ты гений, Уилл. Никто этого не отрицает. Никто, возможно, и не видит в тебе этой глубины, но ты считаешь, что знаешь обо мне все, потому что видел мой рисунок. Ты разобрал мою сраную жизнь по косточкам? Ты ведь сирота, да? Ты думаешь, что я знаю о том, как трудна была твоя жизнь, что ты чувствуешь, кто ты таков, только потому что читал Оливера Твиста? Эта книга может объяснить тебя? Да мне насрать на все это! Знаешь почему? Потому что от тебя я не могу научиться ничему такому, чего нет в сраных книгах. Пока ты сам не захочешь рассказать о себе, кто ты. Вот тогда у меня появится интерес к тебе. Но ты не хочешь этого делать, верно? Ты сам ... ты сам в ужасе от того, что мог бы рассказать. Твой ход, вождь.